Как будто надо почти умереть, чтобы тебя полюбили.
Как будто надо зависнуть на самом краю, чтобы тебя спасли.
(с) Чак Паланик.
Ты должна. Вечное "должна", потому что иначе уже не можешь, не знаешь, как. Моралистка. Всегда делай так, как правильно, как должно быть. Ты должна быть сильной, Сэм, должна отпустить их и жить дальше, подружиться с кем-нибудь, влюбиться, думать о своем счастье и благополучии, думать о будущем, ты должна перестать возвращаться в прошлое, потому что прошлого не вернуть и не исправить. Так говорят все вокруг, взрослые ведь лучше знают, что правильно, а что ненормально, несмотря на то, что тебе уже без малого девятнадцать и вполне себе самостоятельна. Со стороны виднее, конечно, но никто не заглянет в душу, никто даже близко к ней подберется и сдастся при первой же преграде, потому что всем наплевать на проблемы других, всем страшно сталкиваться с серьезными психологическими проблемами других. Каждый считает себя страдальцем и каждый лелеет собственные болячки, но как только замечают что-то более серьезное у собеседника, то стараются этих тем впредь избегать. Но психологические защиты слишком сильные, неконтролируемые, непредсказуемые и спонтанные, а порой даже агрессивные. Подпустить к своему миру слишком трудно, научиться доверять кому-то заново - тем более. Вместе с Ханной погибла часть моей души. После исчезновения близняшек я разучилась радоваться жизни. Улыбка, никогда не сходившая с моего лица, сейчас напоминала оскал или выдавленную через силу усмешку. Кому я доверяла настолько сильно, как Ханне, и кто был похож на меня также, как была похожа Бет? Я задавала себе этот вопрос и не находила ответа. Не нахожу его и сейчас.
Все видят то, что хотят видеть. Саманта должна быть веселой, оптимистичной, заботливой, активной и деятельной. Никто не знает Саманту, которая закрывается от внешнего мира и почти не выходит на связь. Это вызывает беспокойство, это вызывает волнение, а там недалеко и до попытки сводить так неожиданно изменившуюся дочь_подругу_коллегу к психологу. Но ведь Саманта так ненавидит тех, кто хочет влезть в ее голову без разрешения, поэтому она должна играть привычную для окружающих роль. Так, будто бы справилась, будто бы переболело. Положенное на скорбь и депрессию от утраты близких друзей время уже прошло, и все это слишком затянулось. Сорок дней, плюс потерянная неделя в ожидании хоть какой-то информации о пропавших - стандартный траур для всех, а после души умерших должны обрести покой, а живые должны перестать их беспокоить и тревожить. Два месяца или даже три еще можно понять, хотя и с трудом, но за это время любой научился бы жить заново, дружить, заводить знакомства и продолжать быть тем, кем всегда был, не проявляя никакой девиации.
Вот поэтому я привычно провожу на работе положенные часы, делая людям кофе и выпекая булочки, а затем возвращаюсь в привычный мир своего дома, своей комнаты, которая стала крепостью от любого внешнего влияния. Вот уже пятый месяц под предлогом усталости и головной боли я закрываюсь в этих четырех стенах, накрываюсь с головой одеялом, оставляя дырочку для поступления воздуха, и бездумно всматриваюсь в планшет, листая обновления, играя в игры или читая книги, но обязательно пролистав фотографии счастливой троицы, неожиданно сократившейся до одного-единственного участника данной группы. Спустя какое-то время под одеялом становится жарко, и я выбираюсь из импровизированного шалаша, которые мы с Ханной так любили строить в детстве, и вот тогда реальность накрывает с головой. В детстве нам казалось, что нет ничего безопаснее этого маленького домика, в котором может уместиться несколько человек. Несколько своих людей, которые знают код доступа в этот воображаемый, уединенный мир. Всего три человека, не считая меня, и все - дети супругов Вашингтон. Старшего почти не было видно в нашей компании, на то он и был старшим - с собственными интересами, друзьями, шуточками, которые мы с близняшками не понимали и от которых иногда смущались, но иногда мы радушно принимали его в свой замок, в это уютное маленькое королевство, где царила гармония, понимание и искренность. С возрастом домики из одеял превратились в палатки во дворе дома, а затем и вовсе в ночевки на природе, в особенности, в выходные на ранчо, где можно было вдали от цивилизации встретить закат и рассвет, заночевать в палатках и поджарить зефир на костре, искупаться в озере и даже повозиться с лошадьми. Это было поистине счастливое время, и никогда и ни с кем я больше не испытывала счастья, подобного этому. Никто не понимал меня так, как Ханна, никто не понимал друг друга, как мы. Я никогда не претендовала на место Бет, безусловно, ведь они были близнецами и имели связь куда более прочную, чем дружескую, но меня никогда это не беспокоило. Они обе были моими сестрами, пускай и не по крови, но по жизни.
Переходный возраст - период, когда родители думают, что ты достаточно взрослый, чтобы справляться со своими проблемами, и период, когда родительская поддержка нужна больше всего. Мы встретили друг друга именно в тот период и стали не просто поддержкой и опорой друг друга, но и крепкой семьей. Кто говорил, что женской дружбы не бывает, тот просто не видел нашего тандема. И это было прекрасное время. Мы взрослели, меняли интересы и взгляды на жизнь, но принимали друг друга любыми. Мы втроем ведь действительно были очень разными, даже близняшки - они были непохожи, и это сразу выделялось. Одинаковая внешность, но неповторимый стиль, поведение и манеры каждой из сестер - уверенность и легкость одной и робость с наивностью второй. Мы постоянно общались в школе, переписывались по Интернету и созванивались по телефону, обсуждая новости и очередную вышедшую серию "Сплетницы". Я могла доверить им абсолютно все и знать, что это будет только между нами. Большего мне было и не нужно. Никому из нас. Но сейчас... Сейчас я, кажется, нуждаюсь в этом больше, чем когда-либо, потому что Солнце все также восходит и заходит, время продолжает идти, события - меняться, и все это там, за дверьми этой комнаты, которую я вынуждена покидать больше, чем пять раз за день.
Я выхожу из комнаты и оказываюсь в реальности, которая накрывает с головой океанической волной, говорю с друзьями, хожу на свидания, улыбаюсь и даже смеюсь. Делаю все, чтобы никто не заметил, что под ребрами у меня дыра размером с душу. Что каждый раз, когда я возвращаюсь домой после очередного прожитого дня, мне хочется рассказать кому-то все, что я видела, все, что произошло, каждую деталь, каждую мелочь. Я помню абсолютно все, потому что знаю, что никто меня не выслушает, потому что Ханна меня не выслушает, а потому мозг специально сосредотачивается на том, что может причинить боль сильнее, чем лезвие ножа под ребрами. Вокруг кипит жизнь, ломаются судьбы и разбиваются сердца, рождаются дети и совершаются героические подвиги во имя дружбы и любви. Жизнь не стоит на месте. И еще какой-то парень каждый день приходит в "Старбакс" и представляется разными именами, начиная от сказочных, заканчивая именами знаменитостей, а милая старушка заказывает черничные кексы и оставляет чаевые с конфетой-барбариской - и все это так хочется рассказать, просто так, потому что впечатления очень яркие и позитивные, хочется передать их близким людям. И даже когда плохо, тогда тоже хочется [особенно остро хочется] поделиться переживаниями и получить поддержку, но вокруг только серые лица и голубые обои комнаты, только холодное одиночество, пробирающие до костей и глухие рыдания в подушку, когда накапливается слишком много. Сообщения о том, что я скучаю. Сообщения в социальные сети, просто огромных размеров, хотя я никогда не страдала графоманией и тягой к писательству. Я писала Ханне, иногда писала Бет, и это уже напоминало дурдом, потому что писать в социальную сеть покойникам - это еще хуже, чем проводить на их могилах целые дни. Но все требуют от меня быть нормальной, прежней, а прежняя я всегда делилась с лучшей подругой всем сокровенным и не очень. Но на самом деле я не знаю, как быть прежней, как снова стать собой. Я просто не знаю. Я действую по наитию, каждый раз вспоминая, как улыбаться и как шутить, но с каждым разом юмор становится все тоньше и тоньше, пока не превращается в иронию, а улыбка в ухмылку, скрывающую истинные чувства, чувства, которых я теперь стесняюсь. Это вошло в привычку, но для окружающих по-прежнему ничего не изменилось, ведь никто не замечал, не хотел замечать, какая на самом деле Саманта Коннор. Все, кроме...
Нет. Это должно прекратиться. Уже ведь снилась Бет, просившая перестать плакать по ней, уже ведь просыпалась в холодном поту и ледяном страхе от реалистичности происходящего в голове. Это всего лишь сны, воспаленный мозг и больное воображение - слишком давила на собственную рану и подталкивала к краю бездны. Я по-прежнему вспоминаю ту ночь. Момент, когда я узнала, что "друзья" планируют сделать, когда не смогла отговорить и молча, никому не сообщив, побежала на второй этаж, как закричала "Ханна!", что было мочи, как руки задрожали от эха и слишком громкой тишины в ответ. Когда стало слишком поздно, когда обнаружила Ханну лишь тогда, когда все смеялись в комнате. Я каждый раз вспоминаю, как остановила Майка, пожалуй, слишком сильно и отчаянно ударив ладонью в грудь, говоря, что он - последний, кого бы Ханна хотела видеть. Может быть, не стоило останавливать. Может быть, он успел бы, извинился за свою жестокую шутку, а влюбленная Ханна простила бы и вернулась в дом, но нет же - так была слишком зла на этого придурка. Или просто разозлилась, что не сумела решить проблему в одиночку и предупредить вовремя? Нет, нет, я не хочу об этом даже думать. Этого просто не могло быть, только не со мной. Я не могла позволить эгоизму взять верх в такой неподходящий момент, когда еще пару минут назад кричала в попытках остановить лучшую подругу.
В конце концов, я же не виновата. Я хотя бы пыталась что-то делать, и это лучше, чем бездействовать. Наверное, лучше знать, что ты предприняла попытку сделать хоть что-то, чтобы предотвратить катастрофу, чем осознавать, что все это время ты был где-то в другом месте этого дома или... в отключке. И здесь-то меня накрывает с еще большей силой, выбивая воздух из легких и почву из-под ног. Я пыталась что-то сделать и потеряла подруг, а у кого-то все прошло под его носом, но кто обо всем узнал лишь под утро, потеряв родственниц. Да ты эгоистка, Сэм. Как дело дошло до самобичевания, так неожиданно все остальные стали не важны. Проблемы других людей стали не важны, потому что терзать себя собственными мыслями и депрессиями легче, чем пережить боль другого. Его поведение казалось нормальным, потому что должного интереса к его душе никогда не проявляла. Совсем как окружающие к тебе, Сэмми. И только Ханна и Бет проявляли...
"Я в порядке", "Нет, сегодня я у психиатра", "Ок, встретимся завтра", "Нормально, а ты?". Я листаю входящие от него, все до единой похожие по содержанию, а затем свои исходящие такого же содержания остальным друзьям, и неосознанно провожу параллели, сдерживая слезы. Господи, Сэм, ты ведь даже не подумала, что кому-то может быть также хреново, а то и еще хуже. Где-то в городе живет человек, который зеркально отражает тебя и твои состояния, а ты все еще сидишь на полу своей комнаты, хотя должна быть рядом.
Должна быть с Джошем.
И впервые за долгое время это "должна" не доставляет дискомфорта и омерзения, впервые за четыре месяца это слово возвращает меня к той Саманте, которой я всегда была. Той Саманте, которая держала за руку сломленных духом людей и разговаривала до рассвета о сердечных переживаниях Ханны, которая была рядом и все понимала. Потому что каждому нужен тот, кто его выслушает. Джош может захлопнуть передо мной дверь, порицать меня - это будет вполне заслуженно. Но если я не попытаюсь, будет еще больнее.
Миссис Вашингтон застывает на пороге дома, глядя на меня, запыхавшуюся и раскрасневшуюся, и я замечаю, как она постарела за эти четыре месяца. Она обнимает меня, и я чувствую, как в груди разливается тепло. Мама Ханны, Бет и Джоша. Я спрашиваю, как себя чувствует Джош и можно ли к нему, и она указывает на второй этаж, тепло улыбаясь. Как же я рада ее видеть. И мы обязательно поговорим, но не сейчас. Я взбегаю по ступеням как-то слишком нетерпеливо и нервозно, но последние три ступени даются с огромным трудом. Я замираю в нерешительности и прислушиваюсь. Из комнаты Джошуа доносятся звуки пианино, и укол совести пронзает сердце. Ну же, не будь трусихой. Шаг вперед, еще один, еще. Ручка двери опускается вниз до щелчка, и я толкаю дверь вперед, замирая на пороге. Джош, играющий на детском пианино, в кофте с собачками, невозмутимо продолжает свою игру, будто не хочет скрывать своего состояния. Вот только он не знает, что это я, а не кто-то из взрослых, но почему-то мне кажется, что это намного лучше. Я молча прохожу в комнату, прикрывая дверь, и начинаю подпевать мелодии, не зная, как начать разговор:
-London Bridge is broken down,
Falling down, falling down... - я замолкаю на второй строчке, ощущая удивление Джоша. Этого достаточно для привлечения внимания. На моем лице читаются все эмоции сразу - радость от встречи, грусть, сочувствие и боль, и когда мы встречаемся взглядами, я вижу в его взгляде отражение своего. Пожимаю плечами, слабо, но тепло улыбаясь, и говорю что-то совершенно простое и глупое: -Ты, наверное, не меня ожидал увидеть, но... Это всего лишь я. Привет. - Мне начинает казаться, что если я на этом закончу разговор, то сгорю от стыда и буду вечно себя корить, поэтому делаю вдох и присаживаюсь рядом, устремляя на него взгляд.
-Прости меня, Джош. Нужно было прийти раньше, я знаю, но... Это было так больно. Если не хочешь - не отвечай, но мне действительно важно знать: ты в порядке? - и на этот раз я хочу услышать честный ответ, а не три слова смс-сообщением.
Отредактировано Samantha Connor (2015-10-27 04:18:20)